Проект "Книга умных"
Рекомендованный ресурс:
  • .

FAQ по разуму

1468503501-f43f767525e541dd124bdb9f8311e4d2

Как часто мы наблюдаем маленькие чудеса, когда школьник-раздолбай, закончивший восемь классов, умудряется получить красный диплом в университете. Как девочка-тихоня, прочитавшая единожды «Евгения Онегина», способна рассказать полностью наизусть и как школьник, участвующий в олимпиадах физике, не способен запомнить таблицу умножения. И увы — как умный мальчик, которому с детства пророчили быть профессором, в свои 25 разбирается только в сортах пива. Как так получается? От чего зависит этот самый ум?

Кто–то может сказать, что только от старания и страдания, но ведь нет же — и в школе и в институте были ребята, которые сидели на задних партах, кидались жвачками и играли в карты, а потом спорили о гуманизме в стихах Лермонтова с учителем, а девочки с первых парт, зазубрив все наизусть, двух слов связать не могли в произвольной беседе. Значит, старание и железная задница с умом особо–то и не связаны.

Для разгадки человеческого разума, представим, что существует несколько параметров, по совокупности которых и определяется собственно ум:

Во–первых, феноменологически можно выделить четыре разных шкалы, по которым оценивают ум. Это важно, потому что человек может быть силен в одной, а в другой слаб, из–за чего его называют то умным, то дураком, и возникает путаница. А именно, человек может быть:

  1. Дурак/умный (интеллект)
  2. Невежда/эрудит (знание)
  3. Глупец/мудрец (мудрость)
  4. Тупица/гений (изобретательность)

Названия очень вольные, под ними могут понимать совсем не то, что я имею в виду, поэтому поясню.

Интеллект

Это способность решать задачи. Проверяется IQ тестами и стандартными задачами по математике. При этом подразумевается, что человек знаком с материалом: пятиклассник может решить задачу на логирифмы или дифференциальные уравнения, но для этого ему мало одного интеллекта, потому что материал незнакомый.

Интеллект определяет, насколько быстро и правильно человек использует свои знания и умения. Эта способность сильнее всего связана со структурой мозга: если соответствующие участки нейронной сети мозга крепко и правильно связаны, человек быстро и корректно находит ответ. Его мозг быстро преобразует сигнал А в сигнал Б, который есть правильное решение задачи. Важный момент: человек может быстро преобразовывать А в Б, однако Б только похож на правильный ответ, но таким не является из–за скрытого подвоха. Такой человек тоже умный, но ему не хватает других сторон ума.

Интеллект врожден настолько, насколько в процессе детского онтогенеза его мозг был заточен на соответствующие задачи. Например, с ребенком могли играть в числовые игры, которые он успешно выигрывал, в результате его мозг насобачился преобразовывать числовое А в числовое Б. Кроме того, врожденными являются способности нейронов устанавливать связи: как и любые другие живые ткани, нейроны разных людей по–разному подвержены изменчивости.

Взрослый человек больше подвержен социальному влиянию на интеллект: если окружение поощряет его деятельность по преобразованию А в Б, то он будет скорее склонен развиваться в данном направлении и добьется больших результатов. Мозги взрослых людей почти неспособны устанавливать новые нейронные связи, поэтому они симулируют процессы при решении новых задач высшей, ассоциативной работой мозга; другими словами, для взрослого человека развитие интеллекта — это скорее психологический, чем физический процесс.

Экстремальный пример дурака — это случайный алгоритм без обратной связи. Экстремальный пример высокого интеллекта — это суперкомпьютер.

Знание

С этим все просто: чем больше и прочнее знаешь, тем легче и быстрее интеллекту работать. Знание — это нейронные связи в чистом виде, человек с физическими нарушениями мозга в первую очередь теряет память.

Лучше всего знания накапливаются в юности, пока ткани мозга пластичны. Кроме того, на запоминание сильно влияют эмоции: эмоционально значимая информация всегда прочно запоминается. Поскольку пластичность и эмоциональность — это вариативные параметры, то разные люди по–разному расположены к тому, чтобы накапливать знания. И опять–таки, общество существенно влияет на эмоциональность той или иной информации, поэтому способность накапливать знания может быть приобретенной.

Экстремальный пример низких знаний — новорожденный или чистая флешка. Высоких знаний — база данных.

Мудрость

Эта способность ума развивается на опыте. Накопив большое количество опытных знаний и познакомившись с большим количеством правильных и неправильных решений, человек вырабатывает интуицию, которая по едва уловимым и для неопытных людей незаметным признакам подсказывает, в каком направлении нужно двигаться, а в каком не стоит. Однако интуиция никогда не бывает достоверна, она работает только среднестатистически: в любой конкретной ситуации интуиция может обмануть, подсказав неверное решение и забраковав верное. Но в среднем опытный человек чаще и быстрее находит правильное решение и реже совершает ошибки.

Поскольку в мудрости есть элемент случайности, то иногда неопытные люди могут проявлять удивительную мудрость. Это иллюзия, врожденной интуиции не существует. Тем ни менее, если первые шаги, совершенные наугад, дают результат, то человек может ассоциативно приспособиться к такой манере мышления («насобачиться») и рано накопить позитивный опыт, став на самом деле мудрым. В большинстве случаев опыт накапливается постепенно, однако он приходит только в том случае, если человек производил много результатов и в достаточной степени осознал как положительные, так и отрицательные результаты.

У мудрости есть неприятная сторона: она ограничивает восприятие нового. Опытность трудно, почти невозможно отключить по заказу, чтобы рассмотреть задачу без предрассудков. Поскольку во многих случаях возникают уникальные ситуации, то опытность может тормозить работу интеллекта, пытаясь натянуть условия на освоенные шаблоны, которые не подходят.

Экстремальный пример глупости — попытки механически применить методы одной области в совершенно незнакомой другой области (например, рассуждения программистов о физике или физиков о биологии). Экстремальный пример мудрости — работа специалиста с полувековым опытом.

Изобретательность

Это самая загадочная часть ума, которая определяет, насколько быстро и успешно человек может находить новые решения задач. В быту изобретательных людей называют гениальными. Традиция идет из древности, когда люди прочно верили, что жалкие людишки ничего не могут придумать сами, а все новое даруется свыше, поэтому изобретательные люди — любимцы богов.

Действительно, часто совершенно непонятно, почему именно этот человек именно в этом месте и в это время изобрел ту или иную вещь, метод или мысль. Однако существуют некоторые закономерности. Во–первых, изобретательность тесно связана со свободой человека: очень редко изобретения делают несвободные люди, и никогда они не делаются под принуждением. Изобретательность, так же как и исследование неизвестного, требует одновременно наблюдательности, осмысления и экспериментирования, которые хорошо работают в мозгу только если человек сосредоточен. А для сосредоточивания нужна некоторая изолированность как от внешних отвлечений, так и от внутренних. Несвободный человек лишен этого.

Во–вторых, для совершения изобретения требуется концентрация на принципиальных аспектах, а не на деталях. В то же время, чтобы изобретение работало, детали должны быть достаточно проработаны. Поэтому изобретательность тесно связана с техническим мастерством (то есть с совокупностью интеллекта, знаний и мудрости), когда технические аспекты прорабатываются без уделения им сознательного внимания. Изобретения требуют достаточного уровня мастерства. Кроме того, важна склонность человека с размышлениям о принципиальных аспектах, мечтательность, которая может сопровождаться асоциальностью и частичным аутизмом.

Также отмечено, что наиболее богаты на изобретения те времена, когда общество переживает бурные события. Рассел высказывал довольно остроумное предположение. Он пишет, что расцвет человеческого гения связан со сломом некоторой культурной традиции. Традиция — это палка о двух концах. С одной стороны, она обеспечивает наличие людей с определенным, достаточно высоким уровнем образования и желанием служить обществу. С другой стороны, она ограничивает творчество, так ставит некоторые рамки для мышления. При сломе традиции, рамки перестают стеснять интеллект, но при этом ее положительные стороны, то есть, наличие образованных и не слишком эгоистичных людей, продолжают существовать еще некоторое время. Вот эти–то периоды и богаты творчеством более всего.

Самое загадочное — врожденная изобретательность. Действительно, существуют династии изобретателей, художников и ученых. Но хотя наследственность повышает вероятность склонности к изобретательности, нередки случаи бездарности детей и внуков изобретателей. По–видимому, изобретательность сильнее всего связана с детским онтогенезом, и неверное развитие ребенка может убить творческие способности. Но при этом неясно, что такое «верное развитие»: вызовы и трудности, так же как и комфорт и легкость, могут как стимулировать, так и подавлять тягу к творчеству.

Социальное окружение стимулирует изобретательность, если способствует развитию мастерства. Чем легче человек решает технические задачи, тем легче ему изобретать.

Экстремальный пример тупости — обскурантизм, враждебное отношение к изобретательству. Например, преподавательская деятельность, направленная на механическую передачу знаний. Экстремальный пример гениальности — Леонард Эйлер.

 

Вот теперь-то вы можете понять, каким образом комбинация этих четырех параметров влияет на человека. Изобретательный лентяй всегда придумает способ как списать домашнюю работу, а глупый эрудит всегда найдет жилетку с множеством карманов.

 

Удачи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.